Для проезда по России достаточно ветеринарного свидетельства (Форма №1), выдаваемого государственной станцией
по борьбе с болезнями животных (СББЖ) не ранее чем за три дня до отъезда. Для вывоза
за границу необходимо оформлять ветеринарный сертификат (форма №5а). Необходимым условием для выдачи документов
является наличие прививки от бешенства, сделанной не менее чем за месяц до отъезда и не ранее чем за год до него.
Прививка (печать о прививке в ветпаспорте) обязательно должна быть сделана в государственной ветеринарке.
В каждой стране существует список вакцин, прививки которыми они признают. Необходимая информация о признаваемых
в Финляндии вакцинах имеется на сайте
www.autofin.ru. Мы прививались Гексадогом ЛБ/LR.
Дата проставления клейма или чипирования
в ветпаспорте (международный, белый с синим рисунком на обложке)
должна предшествовать вакцинации от бешенства. Кажется, в прошлом году Россия внесена
в список стран, благополучных по бешенству и теперь для въезда из России в Финляндию
не требуется анализ на наличие антител против бешенства.
Конечно, очень неудобно, что заранее бумаги оформить нельзя, а перед отъездом
обычно и других дел хватает. На оформление всех ветеринарных бумаг потребовался один день.
Вначале посещение СББЖ на Сенном с собакой, затем с полученной там бумажкой уже без собаки в ветуправление
на третьей дачной, с бумажкой из ветуправления обратно в СББЖ на Сенном, и наконец со всеми полученными
бумагами без собаки в
железнодорожную ветеринарную таможню на ул. Дровяной, 12. На вокзале для собаки покупается при
предъявлении собственного билета и ветеринарной формы багажная квитанция (с надписью - багаж на руках,
наименование собака). В Саратове такие квитанции продаются в кассах №4 и №6 на первом
этаже вокзала. На Павелецком вокзале квитанцию можно купить в ларечке непосредственно на перроне.
На поезд Саратов-Москва такая квитанция стоит 70 руб.
Вроде если вес собаки больше 30 кг, нужно еще доплачивать, но нас никто не взвешивал и о весе
не спрашивал. Кроме того, у нас была справка на финском и шведском на
стандартном бланке ,
скачанном из интернета, о том что перед отъездом собакой получена надлежащая доза препарата,
содержащего празиквантел и предназначенного против ленточных червей, вызывающих эхинококкоз.
Мы давали Дронтал, наклейку в ветпаспорт, все заверяется печатью ветеринара. Кроме этого, на Юту был оформлен и заверен печатями городской СББЖ международный
ветеринарный сертификат стран ЕС.
Согласно действующим Российским железнодорожным правилам, для проезда с собакой
необходимо выкупить все купе целиком, что не только дорого,
но и практически невозможно летом. В СВ с собакой по правилам нельзя. Поэтому мы ехали
плацкартным вагоном, билеты специально просили на 33 и 35 места (нижние полки у туалета).
Туда обычно попадает народ не очень капризный, против собаки никто не возражал.
Если бы возражали, то вроде согласно правилам пришлось бы всю дорогу
стоять в нерабочем тамбуре. К счастью, этого не потребовалось.
Только попутчики все время пытались подкормить собачку и осуждали злых хозяев,
которые сами едят, а собачке не дают. Бедная собачка
такими грустными глазами смотрит. Юта от сухого корма в дороге наотрез отказалась
только немного пила. Самое трудное - спускаться по ступенькам вагона, на маленьких
станциях перрон очень низко или его вообще нет. Самостоятельно спускаться Юта отказалась,
в Мичуринске добрый сосед по вагону вынес на руках (и занес обратно).
Прямой поезд от Саратова до Петербурга идет около 30 часов, это для собаки
тяжеловато, поэтому решили ехать с пересадкой в Москве, заодно и погулять собаке по
столице удалось. В Петербурге пришлось добираться с Московского вокзала на Ладожский.
Это всего три остановки на метро, но в метро с собакой нельзя. Доехали на трамвае.
На сайте
www.vr.fi
имеются схемы вагонов всех трех поездов, курсирующих между Россией и Финляндией.
Самый удобный вариант для поездки с собакой - это финский поезд Сибелиус. Но в саратове
почему-то оказалось невозможным купить билеты на этот поезд. Мы ехали нашим Репиным. Первая неожиданность
на Ладожском вокзале - в этот поезд для собаки нужно покупать не багажную квитанцию, а
обычный плацкартный билет за половину стоимости, что значительно дороже. Вторая неожиданность
- вагон второго класса здесь представляет собой переоборудованный обычный купейный вагон,
в котором вместо полок с каждой стороны пригорожены по три мягких кресла. В результате
6 пассажиров сидят в купе лицом к лицу и упираются друг в друга коленями. Тут и без собаки
тесно. Каким-то чудом Юте удалось распластаться на полу и частично под креслами. Большая благодарность
нашим случайным попутчикам, не выразившим никакого недовольства. Таможенный досмотр прошли совершенно спокойно,
никаких претензий к ветеринарным документам не возникло, может, часть из них была даже
лишней, но лучше перестраховаться. Финский ветеринар захотел посмотреть клеймо. Для этого
всем пассажирам пришлось выйти из купе, Юту извлекли из под кресел и долго разворачивали
с помощью этого финского пограничного ветеринара пузом кверху. В этом плане клеймо на ухе демонстрировать
было бы легче.
От Хельсинки нам нужно было ехать 600 км на север до небольшого городка Каяни.
В Финляндии проблем с собакой в поезде вообще никаких нет. Покупается собачий билет за 5 евро и
собака может спокойно ехать на любое расстояние, даже если есть пересадки, доплачивать
не нужно. В этом поезде других пассажиров с питомцами не оказалось, и мы ехали одни в отделении на 20 мест.
Что интересно, в вагонах для проезда с собаками кресла для пассажиров расположены просторнее,
в вагоне для людей без животных кресла стояли почти вдвое теснее. Намордников в финских поездах никто не требовал.
В одном поезде одновременно с нами ехали еще три собаки (тоже без намордников) и 2 кошки
(в клетках), все очень спокойно и мирно.
Есть специальные вагоны для проезда с собаками ( а также кошками и прочей
живностью в клетках). На таких вагонах нарисована собачка. Если в этом вагоне нельзя ехать с собакой,
картинка с перечеркнутой собачкой. Есть также специальные вагоны для курящих и некурящих,
для аллергиков.
Памятник основателю города Каяни.
Первое время мы тоже думали, что это лопухи, и удивлялись,
почему эти лопухи так бережно сохраняют на ухоженных газонах. Наши ботанические познания
оказались слабоваты, позже нам объяснили, что эти "лопухи" очень красиво цветут весной.
Это не дремучий лес, это практически центр города Каяни. Просто город такой,
весь в лесу.
Согласно правилам, выгуливать собак без поводка можно только на специальных
огороженных площадках. И действительно, практически все встреченные нами финские собаки были на поводках,
хотя город маленький, автомобильное движение не интенсивное.По нашим меркам, вполне можно было бы гулять
собакам свободно. И главное, за месяц пребывания в Каяни нашей Юте, большой любительнице подбирать всякие
вкусняшки с земли, только один раз удалось найти что-то съедобное. На заднем плане этой фотографии площадки для выгула, справа от скамейки с навесом, темно
зеленый ящик с крышкой и рядом с ним лопата. Результаты собачьей жизнедеятельности, оказавшиеся на площадке,
следует складывать в эти ящики. И ведь действительно убирают за своими собаками, даже если результат
оказался положенным в густой траве. Кроме Юты и долматинца на фото Ютина финская подружка,
годовалая дворняжка по имени Непс. Хозяйка привезла Непс в Каяни из приюта в Эстонии. На вопрос,
почему так издалека, ответила, что в Финляндии нет бездомных собак.
Площадка для выгула собак в соседнем городке Вуоккати,
более оборудованная, чем у нас в Каяни.
Имеется даже ящик с пакетиками для собачьей продукции и наглядной инструкцией,
как ими следует пользоваться.
Дорожка для пешеходов и велосипедистов рядом с нашим домом.
Такие дорожки есть почти вдоль всех автомобильных дорог
А вот плавать Непс не любит и Ютиной страсти
прыгать в воду за палочкой не разделяет.
Юта на фоне финского государственного флага, выполненного в камне.
На обратном пути в одном вагоне с нами ехали сразу три собаки-поводыря
со своими владельцами. Все три - лабрадоры, очень спокойные и выдержанные. Одна из них на снимке
(качество снимка не очень, снимали через стекло вагона).
Рядом с железнодорожным вокзалом в Хельсинки. И это еще не самое
большое скопление велосипедов.
Возвращаться пришлось российским поездом Хельсинки-Москва. В нем только
СВ и купейные вагоны. Выкупить все купе на 4 места по двум паспортам оказалось невозможно, сотрудники университета Оулу, в котором мы работали,
специально направляли соответствующий запрос и выяснилось, что запрет на провоз собак
в СВ на этот поезд не распростаняется!!! Для собак билет за половину
стоимости проезда в плацкартном вагоне.
Никаких возражений от проводницы при посадке, Юта спокойно возлегала всю дорогу на мягкой полке, которую застелили своей простынкой.
В соседнем купе ехала кошка. Преимущество формы №5 перед формой №1,
действительной только три дня, в том, что форма №5 действительна при возвращении в Российскую Федерацию из зарубежных
стран животных в течение 90 дней с момента выдачи без проведения дополнительных исследований
и обработок при условии, что животные не находились в местах, где имелись вспышки инфекционных
болезней, что должно быть подтверждено государственной ветеринарной службой этих стран.